Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.05.2024
19:44
Приветствую Вас Гость | RSS
САЙТ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПАРФЕНОВОЙ АНАСТАСИИ ВИКТОРОВНЫ...

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [4]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Методическая разработка "Государственные символы России"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43»
города Чебоксары Чувашской Республики
Внеклассное мероприятие
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
(для учащихся 5 класса)
Авторы: социальные педагоги МБОУ «СОШ №43» г. Чебоксары Парфенова А.В., Николаева Л.Ю.
Чебоксары 2014
2
Аннотация
Данная методическая разработка подготовлена к месячнику оборонно-массовой и спортивной работы. Внеклассное мероприятие направлено на воспитание у учащихся любви к своей Родине и гражданского самосознания. В работе представлены материалы о государственной символике России: гербе, флаге, гимне. В ходе мероприятия используются стихи, музыкальные произведения, мультимедийная презентация и видеоролик. В конце мероприятия учащимся предлагается викторина. Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
3
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….4
Основная часть…………………………………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список использованных источников………………………………………………………….13
4
Введение
Одной из актуальных тем воспитательной работы с детьми являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему. Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей. Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Так как символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике. Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
5
Основная часть Тема: Государственные символы России
Цель мероприятия: Развитие у учащихся гражданского самосознания Задачи: 1. Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны. 2. Способствовать развитию интереса учащихся к истории страны. 3. Формировать уважительное отношение к государству и государственной символике. 4. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине. Аудитория: учащиеся 5к класса. Оборудование: презентация «Государственные символы России», видеоролик о Родине, гимн России, песня «С чего начинается Родина», медиапроектор, компьютер. Ход мероприятия Слайд 1: Заставка 1-й ведущий: Как можно жить, не зная точно, Откуда ты и кто ты сам? Кому обязан каждой строчкой Каким высоким парусам? Кому ты твердостью обязан? Откуда в люди вышел ты? Кто в жизни дал тебе наказом Неразводимые мосты, Соединившие навеки Тебя с отцовскою землею? Откуда ты считаешь вехи Дороги долгой и крутой?!
2-й ведущий: Добрый день дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена знакомству с государственными символами России. А какие символы государства знаете вы? (Ответы учащихся).
1-й ведущий: Хорошо. Давайте, для начала мы видеоролик о Родине. Внимание на экран!
Видеоролик о Родине «Ой да ты Россия…»
6
2-й ведущий: Ребята, сейчас мы с вами посмотрели отрывок из мультфильма. Что вы узнали из него? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)
– Что такое Россия? (Ответы учащихся)
Слайд 2: Рисунки Родин
1 ведущий:
Я – россиянин!
Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России – наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!
Слайды 3, 4, и 5. (Ведущие поочередно читают надписи)
Россия –
 это самая большая страна в мире;
 это более 100 наций и народностей;
 это страна, победившая во 2-ой мировой войне;
 это самые большие запасы газа и нефти в мире;
 это первый полет в космос (Ю.А. Гагарин);
 это Пушкин и Толстой, а также Достоевский, Лермонтов… (дальше продолжают ученики);
 это гжель, жостово, хохлома, вологодское кружево и городецкая роспись;
 это русский балет и фигурное катание;
 это самовары и русская печка;
 это русские матрешки, балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»;
 это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната;
 это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники;
 это Сибирь, Волга, Уральские горы, Байкал…
7
 Россия – это моя Родина!
Слайд 6. Родина
 Что такое Родина? (Ответы учащихся)
 Посмотрите, какие определения слова Родина, мы нашли в словарях. (Слайд 7. Определения понятия Родина). 1. Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родина — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья)[1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера)
2. Родина - отечество , отчизна, страна , в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народутерритория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка , культуры, быта и нравов. В болееузком смысле - чье-либо место рождения.
 С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (в виде фильма)
1-й ведущий: Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о чём будем говорить дальше? (О Москве). Почему вы так думаете? (Дети объясняют свой выбор).
Слайд 8. Москва. (Ведущие поочередно читают надписи)
 Москва – столица России.
 Москва – это Красная площадь.
 Москва – это башни Кремля.
 Москва – это сердце России.
2-й ведущий: Почти вся территория планеты Земля разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных.
1-й ведущий: У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы. Это герб, флаг и гимн.
Ученик:
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу окружают.
8
Слайд 9 Герб
1-й ведущий: У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
2-й ведущий: Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель. Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.
Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.
Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба? (Ответы ребят).
1-й ведущий: Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Слайд 10. Флаг
2-й ведущий: Второй наш символ – это флаг. Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
1-й ведущий: Эти цвета не случайно появились на нашем флаге:
1. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.
2. Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.
3. Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.
Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)
9
2-й ведущий: Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность. Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (Слайд 11. По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)
Ученик: А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названа у нас
И площадь красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть ещё цвета,
Что значат ещё цвета два.
Синий – Украины цвет,
Белый – Белоруссии.
Народы их объединились,
Чтобы жить в согласии.
День рождения есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста!
Слайд 12. Гимн
– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)
– А вы знаете, что такое гимн?
10
1-й ведущий: Гимн – это торжественная песня. У каждого государства есть свой гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.
Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.
2-ведущий: При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.
Гимн всегда поют и слушают стоя.
Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
Музыку гимна написал Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.
Ученик: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия – любимая наша страна ».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
1-й ведущий: А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.
Звучит «Государственный гимн» (муз. А. Александрова слова С. Михалкова).
2-й ведущий: Мы с вами поговорили обо всех символах Российской Федерации, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали, проведем небольшую викторину.
Слайд 13. Викторина «Проверь себя».
1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
2. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
3. Из каких основных изображений состоит герб?
4. Какие цвета у Государственного флага России?
5. Кто является автором слов и музыки гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
11
6. О чём говорится в гимне?
7. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
8. Назовите первую строку припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное). Итог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб, и про флаг нашего государства. Ответьте нам, пожалуйста, на один вопрос: «Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться» 1-й ученик: Прежде всего, символика вызывает чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну. 2-й ученик: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже, сколько столетий на Руси и несет тот же смысл. 3-й ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.
Заключение: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!
12
Заключение Ожидаемый результат от проведения мероприятия: 1) популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации; 2) осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации; 3) расширение исторических знаний и представлений; 4) развитие творческих способностей и познавательного интереса.
13
Список использованных источников
1. Амусина, Л. Е. Славься, Отечество! / Л. Е. Амусина // Последний звонок. – 2006. – №4. – С. 29–34.
2. Засекина, Л. Н. Российский флаг / Л. Н. Засекина // Педсовет. – 2004. – №9. – С. 45–52.
3. Кузнецов, А. П. Школьнику о символах Отечества: пособие для учащихся: для сред. шк. возраста /А. П. Кузнецов. – М. : Просвещение, 2005.
4. О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации / под ред. // Воспитание школьников. – 2003. – №9. – С.12–18.
5. Тихонова, И. Государственный флаг России / И. Тихонова // Воспитание школьников. – 2003. – №7. – С. 33–37. 6. http://italia-ru.com/page/fakty-o-rossii
7. http://gazetkin.com
8. http://www.mota.ru/wallpapers/view/id/15587
9. http://tainyplanet.mirtesen.ru/blog/43034134008/a-samyie-krasivyie-mesta---v-rossii
10. http://www.dvigator.ru
11. http://7strannik.livejournal.com/17129.html
12. http://osinform.ru/page/356/rian.ru
13. http://kassalak.ru/ekonomika-gazovoe-sotrudnichestvo-svyazhet-rossiyu-i-kitaj-na-30-let
14. http://tampereclub.ru/352-zapreschennyy-gagarin-ili-chto-skryvali-ot-naroda.html
15. http://clubs.ya.ru
16. http://festival.1september.ru/articles/620410/
17. http://www.liveinternet.ru/users/4373400/rubric/3494413/
18. http://www.russian-samovar.ru/product
19. http://miuki.info/2010/09/yaponskij-fukuruma-prototip-russkoj-matreshki/
20. http://teacher-history.ru/novosti/shedevr-hudozhestvennogo-litya-tsar-ko
21. http://sunday-school.ucoz.ru/news/kak_ja_koljadoval_na_rozhdestvo/2013-01-15-141
22. http://www.turism.irnd.ru/page419.html
23. http://venividi.ru/node/6897
24. http://forexaw.com/NEWs/EconomyRF/Politics_industries/More_news_on_Russia
25. http://cnc.userforum.ru/viewtopic.php?id=2112&p=6
26. http://www.region-news.info/orel/?page=23
27. http://www.parentaladvisory.de/_vti_cnf

Категория: Мои статьи | Добавил: parfenon080989 (18.02.2015)
Просмотров: 785 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz